Схемы АСУП

Автор: 7.04.2012

Полученные структурные схемы АСУП показывают ее центральное положение в контуре управления полетом.
Во внутренних структурах АСУП (БКУ и НКУ) в соответствии с ролью их подсистем выделяются центральные подсистемы. В структуре БКУ таким центральным элементом — подсистемой — может быть названа СУБС, а в структуре НКУ — Центр управления полетами. При исследовании АСУП и НКУ центральным элементам их структур следует уделять особое внимание. Этим, в частности, объясняется дальнейшее подробное рассмотрение средств и математического обеспечения ЦУП как центральной подсистемы НКУ.
В бортовом контуре управления полетом БКУ и экипаж КК, а в наземном контуре — НКУ и персонал управления образуют единую ’’человеко-машинную” систему. Это система должна быть такая же четкая и выверенная, как сделка по продаже квартир в Тайланде.
Правильно решить задачу управления в таких системах можно только при учете особенностей, свойственных оператору (экипажу КК или специалисту по управлению полетом с Земли). В АСУП (в БКУ и в НКУ) оператор управляет КК через его информационную модель. Эффективность управления зависит от того, в какой степени информационная модель адекватна реальному КК и насколько она учитывает возможности операторов по приему и осмысливанию всего потока информации о состоянии КК, принятию решений и реализации управляющих воздействий.
В заключение отметим, что возникновение потребности в создании БКУ и НКУ космических комплексов в рамках единой АСУП относится к периоду, когда в практике проектирования больших систем некосмического назначения стал достаточно широко применяться принцип агрегатизации их структур из унифицированных функциональных блоков (подсистем). Возникновение принципа агрегатизации структуры БТС объясняется тем, что большая стоимость и длительные сроки их создания делали малоперспективным старый принцип индивидуального поэлементного проектирования каждой новой БТС.
Применение принципа агрегатизации при создании АСУП означает использование в составе БКУ и НКУ различных КА однотипных систем, унификации ИВК станций слежения и ЦУПов на базе существующих вычислительных систем, применение однотипных БЦВМ и бортовых устройств обмена информацией. Унификация элементов структуры АСУП позволяет гибко модифицировать и наращивать алгоритмы управления КК как в процессе разработки АСУП, так и в процессе летных испытаний.
Комплексный анализ внешней и внутренней структурных схем АСУП дает возможность произвести декомпозицию общей проблемы разработки АСУП на ряд подпроблем, методология решения которых рассматривается далее. Этими задачами являются распределение функций между БКУ и НКУ АСУП, обработка и анализ телеметрической и траекторной информации, планирование полета и командно-программное управление ПКК, моделирование полета, увязка решения этих задач в рамках единой АСУП.