Распределение функций управления

Автор: 10.04.2012

Распределение функций управления между экипажем КК и бортовой автоматикой. При выборе рационального распределения функций внутри бортового контура управления — между бортовой автоматикой и экипажем КК — необходимо стремиться:
— к разгрузке экипажа от функций управления полетом в достаточно просто алгоритмируемых типовых полетных операциях (ТПО);
— повышению надежности бортового контура управления путем обеспечения резервного управления от экипажа во всех (или в большинстве) ТПО в случае отказов бортовой автоматики.
Нельзя также не учитывать то, что наряду с такими ценными качествами, как способность всесторонне оценивать полетную обстановку и находить приемлемые решения в непредусмотренных ситуациях, в том числе с неполной или нечетко определенной информацией о сложившей обстановке (качества, которыми автоматические устройства не обладают), экипаж КК подвержен утомляемости и имеет меньшую, чем у автоматических устройств, быстроту реакции на аварийную сигнализацию.
Существует определенный предел, ограничивающий целесообразность обработки данных (для принятия решения) человеком, обусловленный неспособностью оператора правильно оценивать характеристики данных при большом объеме и частоте поступающей информации. Одним из основных недостатков процесса принятия решений, присущих человеку-оператору, является также тенденция к затягиванию принятия решений. В этой связи при распределении функций управления (особенно для действий в нештатных ситуациях) на автоматику обязательно следует возлагать функции определения жесткого времени, когда должно быть осуществлено управляющее воздействие и его варианты, а решение о том, каким конкретно оно должно быть, следует оставить за экипажем или автоматикой — в зависимости от располагаемого временного резерва.
Исходя из упомянутых требований и особенностей работы экипажа КК целесообразно устанавливать следующее распределение функций между экипажем КК и бортовой автоматикой для рассмотренных выше ’’целевых” структур БКУ.