Обработка телеметрической информации

Автор: 4.04.2012

В связи с отсутствием централизованной обработки телеметрической информации и траекторных измерений ЦУП первого периода пилотируемых полетов представлял собой узел связи, где сосредотачивались телефонные сообщения со станций слежения о результатах ’’ручной” обработки телеметрической информации, данных расчета траектории КК из баллистических центров и откуда можно было вести централизованные переговоры с экипажем. В ЦУПе формировались решения по управлению полетом, которые передавались на борт в виде радиограмм экипажу или в виде радиокоманд, выдаваемых со станций слежения.
1966—1971 гг. не принесли существенных изменений в общую структуру бортового комплекса управления КК. Но приборный состав и задачи систем КК ’’Союз” и ’’Зонд” значительно усложнились.
На КК ’’Зонд” была установлена БЦВМ, предназначенная для автономных навигационных расчетов. Качественный сдвиг был получен при создании новой командной радиолинии, способной передавать в едином радиоканале в различных сочетаниях данные телеметрической, телефонной, командно-программной, траекторной и телевизионной информации.
В структуре НКУ этого периода произошли существенные изменения. Это было вызвано прежде всего тем, что невозможно уже было справиться ’’ручными” методами обработки с потоками телеметрии, которые поступали на Землю с КК ’’Союз” и ’’Зонд”. В результате появилась необходимость автоматизированной обработки телеметрической информации — и на станциях слежения были созданы первые комплексы такой обработки сначала с использованием ЭВМ М-20, а затем М-220. На базе станции слежения в Евпатории был создан Центр управления второго поколения — ЦУП-Е. ЦУП-Е уже имел структуру, близкую современному ЦУПу, а именно: информационно-вычислительный комплекс (ИВК); средства наглядного отображения обработанной информации; средства внутренней и внешней связи.