АСУП как большая техническая система

Автор: 6.04.2012

Постановка задачи
Задачи, технические средства и МО АСУП позволяют уверенно отнести эту систему к категории больших технических систем (БТС). К этой категории относятся и функциональные составляющие АСУП-НКУ и БКУ.
Действительно, НКУ обладает всеми особенностями, которые определяют БТС, а именно: состоит из большого числа элементов, выполняющих различные функции (наземные и плавучие станции слежения, наземные и спутниковые системы передачи информации, Центры сбора информации, ЦУП);
— имеет сложную, плохо формализуемую иерархическую структуру со сложными взаимосвязями между изменяющимися во времени параметрами комплекса в целом и сложными переплетающимися связями между его элементами;
— характеризуется нерегулярностью работы комплекса в условиях нерегулярного поведения объекта управления — КК (при наличии отказов в бортовых и наземных системах и изменяющихся целях управления полетом), что приводит к необходимости принятия решений по управлению с помощью НКУ в условиях неполных исходных данных и неполной определенности последствий этих решений;
— имеет достаточно высокую степень автоматизации, позволяющую за счет использования вычислительной техники создавать гибкость в управлении и оптимизировать (рационализировать) принимаемые решения по управлению КК;
— характеризуется многокритериальностью при оптимизации своей структуры, а также нечеткостью (расплывчатостью) задания ряда критериев;
— характеризуется наличием людей, работающих в контуре управления полетом, обладающих определенной свободой действий в рамках функционирования системы;
— обладает высокой абсолютной стоимостью создания, длительностью разработки и сложностью модификаций.
— АСУП как функциональное объединение БКУ и НКУ, образующее совместно с экипажем ПКК и персоналом управления полетом сложную человеко-машинную систему, является БТС еще более высокого порядка.