РД- (1—3)

Автор: 22.08.2010

rd107 235x350 РД (1—3)

МАКЕТ РД-107

РД- (1—3) — семейство вспомогат. самолетных ЖРД с насосной подачей азотнокислотно-керосинового топлива, химич. зажиганием, неогранич. числом повторных, полностью автоматизированных пусков, с регулируемой и макс.  тягой у земли 300—900 кг. РД-1 и РД-1ХЗ, помимо стендовых доводочных и официальных испытаний, прошли ок. 400 наземных и летных испытаний на самолетах конструкции В. М. Петлякова Пе-2, С. А. Лавочкина Ла-7Р и 120Р, А. С. Яковлева ЯК-3, П. О. Сухого Су-6 п Су-7 (1943—46). РД-1 ХЗ и РД-2 прошли государственные испытания, РД-3 — стендовые. Разработаны ГДЛ—ОКБ.

РД-107 — ЖРД 1-й ступени РН «Восток». В пустоте тяга (регулируемая) 102 т.е.  уд. тяга 314 сек, давление газов в камере сгорания 60 ата, степень расширения газов 150, окислитель — жидкий кислород, горючее углеводородное. Двигатель четырехкамерный, с 2 рулевыми качающимися камерами (снижают уд. тягу двигателя в целом на 1 сек), одним ТНА с 2 осн. насосами (окислителя и горючего) и с 2 вспомогательными, приводимыми через мультипликатор (перекиси водорода для газогенератора п жидкого азота для системы наддува топливных баков), газогенератором, комплектом автоматики и регуляторов с приводами, теплообменником для газификации азота выхлопными газами турбины, пирозажигат. автоматич. устройством, силовой рамой для сборки двигателя и крепления к ракете. Отличается высокой уд. тягой н надежностью. На РН устанавливаются 4 РД-107. ЖРД РД-108 2-й ступени РН «Восток», в отличие от РД-107, имеет 4 рулевые камеры, иные агрегаты автоматики и раму; запускается на земле одновременно с двигателями 1-й ступени. Эти двигатели разработаны в 1954—57 гг.  ГДЛ—ОКБ. С их помощью выведены на орбиты первые сов. ИСЗ, первые КК с космонавтами. В течение 10 лет используются в разл. модификациях на ряде РН, предназнач. для вывода автоматич. и пилотируемых космич. объектов на околоземные орбиты, к Луне, Венере и Марсу.

РД-119 — ЖРД 2-й ступени РН «Космос». В пустоте тяга (регулируемая) Уд. тяга 352 сек, давление газов в камере сгорания 80атм, степень расширения газов 1350, окислитель — жидкий кислород, горючее — несимметричный диметилгидразин. Двигатель состоит из камеры с пирозажигательным автоматич. устройством, ТНА, однокомпонентного газогенератора, в к-ром разлагается несимметричный диметилгидразнн, пиростартера, комплекта автоматики и регуляторов с приводами, системы неподвижных рулевых сопел с газораспределнтелями, силовой рамы для крепления двигателя к ракете. В конструкции широко использован титан. Отличит, особенность РД-119 — весьма высокая уд. тяга, наивысшая для ЖРД кислородного класса, работающих на высококипящих горючих. Разработан в 1958—62 гг.  ГДЛ —ОКБ .