Основы морально-этического воспитания

Автор: 23.01.2015

Методологической основой морально-этического воспитания, по мнению ученых, является культура, представленная в разных аспектах:

В культурно-историческом аспекте. (История культуры и история).

В морально-этическом аспекте — в контексте морального христианского учения о человеке, цель его жизни. Что мораль культурна (на основе национальных народных традиций).

По нашему мнению, морально-этическое воспитание нужно рассматривать как процесс развития и саморазвития личности через привлечение общечеловеческих ценностей, высоких моральных идеалов, воплощение образцов высоконравственного поведения в опыте индивида.

Выходя из этого, процесс морально-этического воспитания предусматривает:

Ознакомление воспитанников с содержанием культурных ценностей;

Обучение делать свободный выбор и брать на себя ответственность;

Создание воспитательного среды добра через любовь и доверие;

Умение соотносить свои поступки с христианской этикой (хорошо — плохое);

Управление в жизни собственной совестям, желанием и умением исправлять ошибки;

Участия в благотворной деятельности;

Создание условий для самовоспитания.

Как показатель процесса морально-этического воспитания мы рассматриваем педагогический феномен — морально-этическую направленность.

В педагогике под социальной направленностью личности понимается такая ее характеристика, которая отображает стремление индивида к участию в общественной жизни. Это ярко отражено в ответе на вопрос, какая идея «Евгения Онегина и его восприятие и отношение к разным сферам жизнедеятельности общества. Это совокупность личностных отношений, психологических особенностей, определенных качеств личности.

Для нас представляет интерес понимания срока «нравственно-духовная направленность» определенным Вишневским, который трактует ее как готовность к выбору, который сопровождается напряжением и нерешительностью, «Человек всегда в нерешительностях и вся жизнь воспитывается на грунте собственного выбора», — подчеркивает ученый.

Таким образом, можно утверждать, что нравственно-духовная направленность характеризует личность с точки зрения образа и характера взаимоотношений, индивида а определенной действительностью и предусматривает осознанное отношение его к этой действительности,

Проявлением нравственно-духовной направленности личности есть ее отношения к обществу, к действительности, к себе,, к других людей.

Показателями морально-духовного становления подростков есть: знание о моральных и духовных ценностях; умение руководствоваться в жизни высшими духовно-моральными принципами, наличие идеала. Устойчивость проявления моральных качеств проверяется школьными заданиями по литературе, например сочинение описание моего папы покажет отношение школьника к моральным принципам в семье. Способность свободно делать свой выбор; благотворное поведение, направленное на благо других; настойчивость в самовоспитании.

Следует заметить, что в этом вековом периоде у подростков возникают нужды в познании и оценке человека, ее внутреннего мира; в осознании себя как личности; в оценке собственных качеств; в этот период ученики глубоко переживают мысль окружающих и отношение к себе людей.