ПЕРЕОХЛАЖДЕНИЕ КРИОГЕННОГО ТОПЛИВА

Автор: 5.08.2010

ПЕРЕОХЛАЖДЕНИЕ КРИОГЕННОГО ТОПЛИВА — искусств. понижение темп-ры криогенного топлива на неск. градусов ниже его точки кипения. Заправка и дозирование переохлажденного топлива облегчаются из-за отсутствия кипения; при стоянии РН на пусковом устройство в заправленном состоянии и во время полета нет потерь на испарение. П. может быть осуществлено неск. способами. Заправляемый компонент пропускается через теплообменник, омываемый хладагентом с более низкой темп-рой, чем темп-pa кипения топлива (напр., кислород пропускается через змеевик, опущенный в ванну с жидким азотом, имеющим темп-ру кипения —196°, или же змеевик охлаждается газообразным гелием, охлажденным до —200°). При др. способе заправленный в РН кипящий компонент топлива циркулирует но кольцу: бак РН — центробежный насос — холодильная газовая машина с гелиевым циклом — бак, причем в холодильной машине и происходит П. охлажденным до —200° газообразным гелием (оба эти способа наз. прямым охлаждением). П. криогенного топлива вакууми-рованпем: отсасывая из газовой подушки над уровнем топлива в емкости пары топлива, в ней создают вакуум, к-рому соответствует более низкая темп-pa кипения топлива, вследствие чего оно начинает интенсивно испаряться, и за счет скрытой теплоты испарения испарившейся части топлива снижается темп-pa оставшегося топлива. Этот способ иногда применяется для переохлаждении жидкого кислорода и азота, но связан с большими потерями жидкости на испарение.

Параллельные миры и тайны мироздания, как же все это интересно и неопознанно? Космос на данном этапе изучен мало сказать, что не полностью. О нем мы знаем слишком мало, что бы делать какие-либо выводы. Мы больше фантазируем, предполагаем о жизни на других планетах. Но научно это еще не доказано.