Грузовой вагон бежит, качается?.

Автор: 30.05.2017

Сложно себе представить Россию без железных дорог, и неудивительно: по суммарной длине железнодорожных сетей страна занимает второе место в мире, уступая лишь США. Доля железнодорожного транспорта в российской системе грузовых перевозок составляет примерно 40 процентов. Такое преимущество по отношению к другим видам транспорта легко можно объяснить тем, что в России исторически всегда предпочитали железную дорогу – при огромных масштабах страны этот вид транспорта наиболее дешев, экономичен и независим от капризов погоды.  Учитывая, что большая часть железных дорог страны электрифицирована, железнодорожную перевозку грузов можно считать еще и экологически чистым видом деятельности.

Сейчас российский рынок железнодорожного транспорта переживает далеко не лучшие времена. Катастрофический спад 1993-98 годов привел к падению объемов перевозок вдвое. О последующих годах обычно говорят как об успешных; цифры же утверждают совершенно другое. В первое пятилетие XXI века российские железнодорожные грузоперевозки увеличивались в объеме, но заметно это увеличение лишь в сравнении с показателями дефолтного 1998 года...

Вплоть до 2008-10 годов, — годов мирового финансового кризиса и вроде бы выхода из него, — объемы перевозки грузов по железной дороге практически не изменялись. Кризис не похоронил скромно топчущуюся на месте отрасль, однако назад отбросил довольно ощутимо.

Что же за веские причины не давали развиваться железнодорожным грузоперевозкам в благополучные годы? Ответов несколько.

• За последние восемнадцать лет в стране не только не введено в действие ни одного метра новых железнодорожных путей сообщения, — общая длина имеющихся магистралей уменьшилась почти на 1000 км.

• Низкая пропускная способность многих ключевых железнодорожных магистралей, — 80% грузов перевозится по 30% железных дорог.

• Монополизм в области «рельсовых» грузоперевозок не дает оживить отрасль более мелким компаниям.

• Состояние инфраструктуры отрасли и подвижного состава – вообще ниже критики: изношенность вагонного парка приближается к 90%!

Решить все эти проблемы только усилиями Российского Правительства и властных структур нереально – требуется помощь зарубежных инвесторов и частного капитала, причем не только со стороны грузоперевозчиков. Посильный вклад должны внести и грузоотправители...