Виды маневров в космической технике

Автор: 24.09.2014

С точки зрения динамики полета и функционального назначения выполняемых аппаратом задач маневры принято разделять на следующие виды:
— маневры орбитального перехода;
— корректирующие маневры;
— маневры входа в атмосферу планеты;
— маневры снижения и посадки.
Рассмотрим вкратце основные характерные признаки каждого из указанных видов маневров.
Маневры орбитального перехода. Под маневрами орбитального перехода понимается такое управляемое движение, которое обеспечивает переход аппарата с одной орбиты на другую. Начальным состоянием в данном случае является некоторая начальная орбита или точка на этой орбите, конечным — конечная орбита, удовлетворяющая заданным требованиям, или точка на этой орбите.
В зависимости от взаимного положения начальной и конечной орбит маневры орбитального перехода бывают компланарными и некомпланарными. В случае компланарного маневра начальная и конечная орбиты лежат в одной и той же плоскости и каждая из них может быть круговой, эллиптической, параболической или гиперболической. Они также могут пересекаться, касаться и не иметь общих точек, например, лежать одна внутри другой.
При некомпланарном маневре плоскости начальной и конечной орбит не совпадают. Наиболее простым является переход между двумя пересекающимися орбитами, т. е. имеющими общую точку. Если орбиты не имеют такой точки, осуществление маневра перехода значительно усложняется.
Маневры орбитального перехода преследуют различные цели, определяемые назначением космического аппарата и принятой схемой полета. Например, если аппарат предназначен для встречи с другим аппаратом, то основная цель маневра заключается в перелете с заданной орбиты на орбиту встречи с аппаратом. Для осуществления исследований планет Солнечной системы необходимо выполнение маневра перехода аппарата с орбиты искусственного спутника Земли на траекторию межпланетного полета. Очевидно, что этот вид маневров носит преднамеренный характер, когда без проведения их принципиально невозможно достичь цель полета. Например, для создания спутника Марса необходимо обязательное торможение при подлете к Марсу, и этот маневр является преднамеренным, обязательным, без которого вообще невозможно создать спутник планеты.
Если, далее, время работы двигателя при осуществлении маневра относительно невелико, то часто при расчете движения космического аппарата с целью упростить математические выкладки тягу двигателя представляют импульсной, приложенной как бы мгновенно. Действие тяги двигателя в этом случае сводится к мгновенному, скачкообразному изменению величины скорости и направления полета. Та скорость, которую дополнительно приобретет космический аппарат в результате мгновенного приложения тяги двигателя, обычно называется импульсом скорости или корректирующим импульсом.
Следует оговориться, что описанная картина эффекта воздействия тяги идеализирована и допустима лишь на стадии прикидочных, оценочных расчетов. Что же касается практики, то вопрос о том, как учитывать конечность времени действия тяги, значительно усложняется и будет рассмотрен ниже. В тех случаях, когда даже в идеализированных условиях ввиду возникновения недопустимых погрешностей невозможно работу двигателя представлять импульсной, рассматриваются маневры с постоянно (длительное время) работающим двигателем.
Проблемы с зубами бывают довольно часто у разных людей. Когда болит зуб, человеку ничего не нужно, лишь бы он прошел. Порой зубы не лечат, а их приходится удалять. Потом только имплантация зубов в Киеве сможет помочь. Высокопрофессиональные врачи, вставят вам качественный имплант, быстро, качественно, без боли и недорого.