Утро 16 января 1969 года

Автор: 9.05.2013

Утро 16 января 1969 года. Экипажи кораблей проверили бортовые системы. С Земли поступило разрешение на стыковку. Сначала корабли провели маневрирование с целью автоматического сближения. На пульте космонавтов загорелись транспаранты «Подготовка к сближению» и «Режим сближения». Засветилось табло «Поиск» Это означало, что включилась в работу бортовая радиолокационная система поиска и наведения, обеспечивавшая сближение кораблей
На этом участке полета с расстояния в несколько сотен километров сближение осуществлялось автоматически, а роль экипажей сводилась только к наблюдению и контролю за работой бортовых систем. Корабль «Союз-4» был снабжен активной системой стыковки, а «Союз-5» —пассивной.
Радиолокационная система «Союз-5» постоянно излучала сигналы, которые принимались соответствующими системами корабля «Союз-4». При этом «Союз-4» производил все маневры, необходимые для сближения, а «Союз-5» «следил» за ним и ориентировался таким образом, чтобы их стыковочные узлы были точно направлены друг на друга.
В этот период сигналы, принимавшиеся радиолокационной системой корабля «Союз-4», поступали в бортовые счетно-решающие устройства системы ориентации и управления движением, которые выдавали команды на включение двигательной установки, учитывая объективные законы орбитального полета с тем, чтобы выполнить поставленную задачу с минимальными затратами топлива. Это связано с тем, что даже небольшое приращение скорости на орбите искусственного спутника Земли с целью сближения с другим кораблем может привести к увеличению высоты орбиты. Импульс реактивных двигателей в боковом направлении в свою очередь изменяет наклонение орбиты. Только четкая работа всех систем автоматики и управления движением может обеспечить эффективное сближение кораблей
Начиная с расстояния 100 метров, управление движением корабля «Союз-4» взял на себя В. Шаталов. Космонавт управлял работой реактивных двигателей.