Управление движением космическим аппаратом на орбите

Автор: 30.11.2014

Рассмотрим один из способов управления кораблем «Союз». В определенный момент приложим управляющий импульс. Во время работы реактивных двигателей угловая скорость будет возрастать. Изменив положение корабля на половину требуемого угла разворота, приложим такой же управляющий момент в -обратную сторону. При таком порядке реактивные двигатели, работают все время, пока происходит разворот. А теперь изменим положение корабля другим способом. Придадим ему заданную угловую скорость и выключим двигатель. Он будет продолжать вращаться с постоянной угловой скоростью. При его развороте на некоторый угол включим двигатель для гашения набранной ранее угловой скорости. Момент включения двигателя выбирается с учетом пути торможения, т. е. его включают, когда корабль еще не достиг требуемого положения.
Поскольку расход топлива для его разворота будет определяться временем работы реактивных двигателей, то очевидно, что в первом случае он будет больше, зато времени затрачивается меньше. Во втором же — наоборот.
В качестве визуального прибора, с помощью которого космонавт определяет направление и величину требуемого разворота корабля, используется оптический визир. Он имеет два поля зрения: центральное — с углом 15° — для ориентации корабля по курсу и периферийное (в виде восьми окошек)—для ориентации по крену и тангажу.
Когда корабль сориентирован по трем осям и летит носовой частью вперед, все точки земной поверхности движутся на экране визира параллельно вертикальной оси.
Важнейший элемент любой системы ориентации — датчики, реагирующие на изменение положения космического аппарата. Например, звездные и солнечные датчики, способные ориентировать его по Солнцу или звездам, датчики инфракрасного излучения Земли, магнитные датчики, реагирующие на отклонение от силовой линии магнитного поля Земли, гироскопические датчики, или датчики угловых.скоростей и т.п.