ПРИЧИНА ПРОИЗОШЕДШЕГО С ЧЕЛЛЕНДЖЕРОМ

Автор: 5.08.2011

Система «Спейс шаттл» состоит из гигантского топливного бака, к которому с боков симметрично крепятся два белых твердотопливных ускорителя. а спереди — сам корабль. На старте включаются двигатели челнока, черпающего горючее из топливного бака, а через несколько секунд подключаются ТТУ. Лишь после этого система отрывается от пусковой установки и устремляется в космос, включенные ТТУ выключить невозможно, они так и работают до полного выгорания топлива. Ускорители в крайнем случае можно экстренно отделить, но это непростое действие означает аварию всего запуска и грозит сложнейшей посадкой МТКК на одну из запасных посадочных полос. ТТУ представляют собой, грубо говоря, металлические трубы с раструбом двигателя на одном торце и конусом для обтекаемости на другом. При запуске на ТТУ действует гигантская сила, которая пытается изогнуть, сломать, порвать длинную узкую конструкцию. Поэтому ТТУ сооружаются не монолитными, а из нескольких секций. Эти секции прочно соединяются друг с другом и герметизируются жаропрочными резиновыми кольцевыми уплотнителями с мастикой.
При полете «Челленджера» в южном штате Флорида температура за бортом была + 2°. Накануне прошел дождь, принеся высокую влажность. Вероятно, разница температур снаружи и внутри ТТУ после старта поспособствовала тому, что кольцо уплотнителей не выдержало и порвалось. Наружу вырвался язык пламени. Если бы огонь просто полыхал — это полбеды. Вышел бы челнок на орбиту несколькими километрами ниже, только и всего. Но, по закону подлости, факел бил прямо в корпус топливного бака, туда, где находятся сотни тонн гремучей смеси жидких водорода и кислорода. В результате — взрыв и катастрофа. Последние слова на борту «Челленджера» принадлежат Майклу Смиту: «Ух — ох!». Неясно, что он имел в виду, но, скорее всего, в последние мгновенья пилоты заметили — происходит что-то неожиданное и опасное. Но ничего не успели предпринять.