Конструкция и летные испытания кораблей «Союз»

Автор: 9.05.2013

Корабль состоит из трех основных отсеков: спускаемого аппарата, орбитального и приборно-агрегатного.
Спускаемый аппарат (кабина космонавтов) предназначен для размещения экипажа при выведении корабля на орбиту, при маневрировании на орбите и спуске на Землю. Он расположен в центральной части корабля. Корпус спускаемого аппарата герметичен. Толстый слой специального теплозащитного покрытия предохраняет его от аэродинамического нагрева при спуске на Землю.
В спускаемом аппарате расположены кресла космонавтов, сделанные точно по конфигурации тела космонавта. Кресла удобны и помогают легко переносить перегрузки.
Внутри кабины смонтирована аппаратура управления спуском, радиоаппаратура и системы жизнеобеспечения. В специальном контейнере размещена парашютная система. На корпусе установлены реактивные двигатели системы управления спуском и двигатели мягкой посадки.
Непосредственно перед командиром корабля находится пульт управления кораблем, навигационное оборудование, телевизионный экран и переключатели для управления бортовыми системами.
Корпус спускаемого аппарата
В корпусе спускаемого аппарата имеются три иллюминатора. Один из них находится рядом с пультом. На этом иллюминаторе установлен оптический визир-ориентатор. Другие два иллюминатора расположены по правому и левому борту аппарата. Они предназначены для визуальных наблюдений, киносъемки и фотографирования.
В спускаемом аппарате на протяжении полета поддерживается нормальное атмосферное давление, влажность и температура воздуха. «Земной» микроклимат позволяет экипажу во время полета находиться в обычной одежде без скафандров. В аппарате установлены контейнеры с запасами воды и пищи.
По внешнему виду спускаемый аппарат напоминает автомобильную фару. Такая форма с определенным положением центра масс обеспечивает аппарату при полете в атмосфере необходимую аэродинамическую подъемную силу. Изменяя ее, можно управлять полетом при движении в атмосфере. Спуск аппарата с использованием аэродинамического качества снижает перегрузки, действующие на экипаж, в 2—2,5 раза по сравнению с перегрузками при баллистическом спуске. Изменение величины и направления подъемной силы осуществляется с помощью реактивных двигателей, позволяющих изменять положение корпуса аппарата относительно набегающего потока воздуха. Это значительно повышает точность приземления аппарата.
В верхней части аппарата находится люк для посадки космонавтов на старте и перехода в орбитальный отсек корабля.