Как же устроены корабли «Восток» и «Восход»?

Автор: 9.05.2013

Конструктивно космический корабль «Восток» состоял из двух основных отсеков — сферического спускаемого аппарата и приборного отсека. Такая схема построения корабля явилась, как показывал опыт, рациональной в весовом отношении, технологичной и удобной для размещения бортового оборудования. Спускаемый аппарат с кабиной космонавта был выполнен в форме шара диаметром 2,3 метра и имел массу 2,4 тонны.
В корпусе кабины космонавта для проведения научных наблюдений имелись три иллюминатора, защищенных жаропрочными стеклами от воздействия больших температур на участке спуска. Система жизнеобеспечения поддерживала в кабине нормальное давление, химический состав атмосферы, температуру и относительную влажность. Запас воды, пищи, регенерационных веществ был рассчитан на полет продолжительностью до 10 суток. Кабина космонавта обеспечивала достаточные удобства и безопасность полета человека.
Хотя все системы корабля прошли полный и всесторонний цикл проверок и летно-конструкторских испытаний, для дополнительной страховки от возможных неожиданностей в полете использовался специальный скафандр.
Кресло космонавта обеспечивало его безопасность в полете и при воздействии перегрузок. В корпус кресла были вмонтированы система вентиляции скафандра, катапультные и пиротехнические устройства, парашютные системы, аварийный запас, включающий запасы пищи и воды, а также спасательные и сигнальные средства, которыми космонавт мог воспользоваться после посадки.
На корабле имелись также аппаратура для контроля работы систем и управления кораблем, радиоаппаратура для связи с Землей, система автономной регистрации данных о работе приборов, радиотелеметрическая система, аппаратура контроля за состоянием космонавта, аппаратура системы ориентации, Радиосистема для измерения параметров орбиты, система приземления, источники электропитания, оптическое устройство «Взор» для ручной ориентации, телевизионная аппаратура, тормозная двигательная установка. Для управления кораблем в кабине имелся пульт с приборной доской и ручка с блоком управления. С помощью миниатюрного глобуса Земли, расположенного на приборной доске, космонавт мог определять проекцию местоположения корабля на поверхности Земли.
Ориентация корабля в пространстве во время полета и при спуске могла проводиться как в автоматическом режиме, так и при ручном управлении.
На протяжении всего полета с помощью многих десятков датчиков телеметрической системы осуществлялся постоянный контроль за состоянием и самочувствием космонавта, контролировались параметры работы бортовых систем и параметры среды в кабине. Телевизионная аппаратура обеспечивала визуальное наблюдение за деятельностью космонавта.
На последнем участке полета для схода корабля с орбиты и посадки использовались тормозная двигательная и парашютная системы. С помощью тормозной двигательной установки осуществлялся сход корабля с орбиты. Торможение на заключительном этапе спуска и посадка обеспечивались парашютной системой приземления.
Корабли «Восход» были многоместными. Масса корабля составляла 5,32 тонны. Он состоял из кабины и приборного отсека, а корабль «Восход-2» имел еще и шлюзовую камеру. Тормозные двигательные установки и система приземления были сдублированы. Управление кораблем и посадка могли осуществляться как автоматически, так и вручную. На корабле были установлены две системы ориентации: по Солнцу и ионная.
В ходе различных по длительности полетов кораблей «Восток» и «Восход» выяснялись возможности активной жизнедеятельности человека в космическом полете, выполнения операций по управлению кораблем, проведения различных научно-технических исследований и экспериментов.
Каждый последующий полет, основывался на результатах и опыте предыдущих, являлся очередным шагом в изучении и освоении космического пространства, вносил существенный вклад в развитие науки и техники, позволял перейти к штурму новых рубежей. В то же время осуществление каждого полета ставило перед учеными и инженерами новые практические задачи и научно-технические проблемы.
Как показали результаты проведенных полетов, космонавты сохраняли хорошую работоспособность, проводили в процессе полета многочисленные научно-технические исследования и эксперименты, наблюдали за состоянием облачной и ледовой обстановки на Земле, проводили кино- и фотосъемку. Ученые получили обширный материал для исследовании.
Принципиальные вопросы конструирования, решенные при создании пилотируемых кораблей «Восток» и «Восход», явились основой для дальнейшего совершенствования космических кораблей новых типов и классов.