МОЖЕТ ЛИ КОСМИЧЕСКИЙ КОРАБЛЬ СТОЛКНУТЬСЯ В ПОЛЕТЕ С МЕТЕОРНЫМ ТЕЛОМ?

Автор: 19.07.2011

kosmkorabl МОЖЕТ ЛИ КОСМИЧЕСКИЙ КОРАБЛЬ СТОЛКНУТЬСЯ В ПОЛЕТЕ С МЕТЕОРНЫМ ТЕЛОМ?

КOСМИЧЕСКИЙ КOРАБЛЬ

Традиционный ответ: в принципе может, но вероятность этого чрезвычайно мала.
А случилось ли хоть раз, чтобы датчики космических аппаратов регистрировали факт попадания метеорного тела и получали ощутимые следы от их ударов?
Случалось. Правда, не на околоземных, а на более дальних орбитах.
С метеорным потоком встретилась наша станция «Марс-1» на удалении более 20 млн км от Земли в 1963 г. Но особенно «повезло» в этом смысле американской межпланетной станции «Маринер-4». На станцию обрушились сотни ударов. Была нарушена ориентация станции и связь с ней.
Но если так, то само собой возникает опасение: а вдруг? В действительности, по расчетам, вероятность сколько-нибудь неприятной встречи оценивается для орбитальных кораблей и станций так: встреча с метеорным телом, способным пробить обшивку, может произойти раз в течение 500—100 лет.
Разумеется, это средние данные, но кораблю может «повезти», и в него угодит космический камешек в самом начале полета. Не будем же мы довольны тем, что следующий «сюрприз» будет только через несколько десятилетий.
Для решения проблем, возникающих при встрече с метеорными телами, большое внимание уделяется исследованию явлений, возникающих при ударе. В настоящее время имеется несколько теорий, объясняющих действие удара частицы, двигающейся с большой скоростью. Есть также установки, позволяющие проводить испытания в наземных условиях.
Что же показали эксперименты на установках?
Оболочка корабля должна быть многослойной. При ударе по первому слою метеорное тело мгновенно нагревается и распадается на более мелкие осколки. Второй оболочке уже приходится противостоять частичкам, обладающим меньшей массой и скоростью полета.
Железное метеорное тело способно пробить стальную оболочку корабля, толщина которой в 5—6 раз больше его диаметра, а каменные тела не пробьют эту оболочку, если ее толщина в 2 раза больше диаметра «камешка».
Конечно, не всякое такое столкновение приведет к катастрофе. Образовавшуюся пробоину можно закрыть пластырем, можно также покрыть стенки кабины протектирующим слоем, который способен затянуть отверстие.
Еще одно важное обстоятельство, которое необходимо учитывать. Пробой обшивки космического корабля таких размеров, как наш «Салют», не приведет к немедленной разгерметизации жилых отсеков. При образовании отверстия размером около 2 мм запаса воздуха хватит на сутки, а пробоина в 6 мм2 оставляет в резерве девять часов. Щель в 40 мм2 все же позволила бы космонавтам надеть скафандры, дав в их распоряжение полтора часа.
Таким образом, метеорная опасность хотя и мала, но существует, и не считаться с этим нельзя.
Любое обычное земное путешествие всегда сопряжено с какими-нибудь опасностями. Мало ли что непредвиденное может случиться в пути и с самим путешественником и с транспортом, каким он пользуется.
Полеты в космос — дело сложное и, конечно, опасное. Задача, очевидно, состоит в том, чтобы в случае возникновения аварийной ситуации спасательные средства оказались на высоте и жизнь космонавтов была сохранена.