Нежданная монополия

Автор: 25.12.2011

Despegue Atlantis 350x295 Нежданная монополия

ШAТТЛ АТЛАНТИС

Ранним утром 21 июля 2011 года на космодроме имени Джона Кеннеди на острове Мерритт во Флориде приземлился последний в истории космических челноков шаттл Atlantis с четырьмя астронавтами на борту. Тридцатилетняя программа эксплуатации многоразовых космических кораблей была закрыта. С этого дня, по специальному соглашению между Национальным аэрокосмическим агентством и Роскосмосом, до 2016 года доставку астронавтов на Международную космическую станцию будут осуществлять российские пилотируемые корабли.

Главный выгодоприобретатель в этой ситуации —Ракетно — космическая корпорация «Энергия». Лидер российской космонавтики, первым в мире запустивший искусственный спутник Земли и отправивший первого человека в космос, остался единственным космическим перевозчиком. Впрочем, Александр Деречин, заместитель генерального конструктора «Энергии», не производит впечатления человека, уверенного в блестящем будущем своего дела. «Да, мы остались без конкурентов, но это будет продолжаться до 2017 года включительно, —говорит он в интервью Forbes, —США очень не любят быть на вторых ролях и разработали план освобождения от русской зависимости —чрезвычайно умную программу коммерциализации низкой орбиты». Вообще новости науки настолько популярны и интересны, что почитав их сильно увеличиваешь свой кругозор.
Речь идет о программе NASA «Коммерческая орбитальная транспортировка», в рамках которой в декабре 2008 года были заключены контракты с частными компаниями SpaceX и Orbital Sciences о создании кораблей для доставки грузов и астронавтов на орбиту, в том числе на МКС. После серии испытательных пусков в августе 2011 года NASA дало разрешение на стыковку корабля Dragon производства SpaceX с МКС. «В этом направлении сейчас серьезно работают четыре американские фирмы, —рассказывает Деречин. —Наша монополия будет разрушена, у нас очень мало времени, чтобы выйти на рынок со своим новым кораблем».
Этот корабль создают в подмосковном Королеве. Дорогу к РКК «Энергия», градообразующему предприятию города, укажет любой местный житель: от центральной площади через парк, мимо памятника Ленину к ракете «Союз», возвышающейся на постаменте над центральной проходной корпорации. Средняя зарплата в «Энергии» —30 000 рублей в месяц, работают в основном люди пенсионного возраста, хотя в последнее время приходят и молодые специалисты. Что их привлекает? «Стабильность, —говорит инженер, проработавший на предприятии более 30 лет, —я не знаю, что нужно сделать, чтобы тебя отсюда уволили. Поэтому лишних людей очень много».
По мнению Деречина, кадровая проблема связана не только с низкой зарплатой. «Молодежи нужен вызов, им скучно работать на старых проектах —изучать «Союзы», —говорит он. Но с новыми проектами у «Энергии» пока не ладится. В 2000 году корпорация начала проектирование многоразового космического корабля «Клипер» и через пять лет представила его полномасштабный проект. Но в 2006 году проект был отправлен на доработку, а затем закрыли и конкурс Роскосмоса по созданию нового корабля.