КОСМИЧЕСКИЙ ПОЛЕТ В ЛИТЕРАТУРЕ

Автор: 30.06.2010

КОСМИЧЕСКИЙ ПОЛЕТ В ЛИТЕРАТУРЕ. Мечта человечества о полете в небо и на небесные тела нашла широкое отражение в сюжетах фольклора и литературы почти всех народов. Рассказы об этом встречаются уже в ассиро-вавилонском эпосе, в древнекитайских и иранских легендах. В древнеинд. поэме «Махабхарата» содержатся наставления для полета на Луну. Путешествие на небо Рамы описывает в «Рамаяне» (1575) инд. поэт Тулсидас. Широко известен греч. миф о полете к Солнцу Икара на крыльях, скрепленных воском. По легенде, полет на небо на грифонах пытался совершить Александр Македонский. Вариант этой легенды создал впоследствии таджикский и персидский поэт А. К. Фирдоуси (10 в. н. э.). Полет к Луне на корабле, унесенном бурей, а также на крыльях описал Лукиан Самосатскнй (2 в. н. э.).

Утверждение теологич. догматики в раннем средневековье изгнало «космич.» тему из литературы. Она вновь появляется лишь в эпоху Возрождения. Посещение Луны при помощи магии описывает в «Астрономических грезах» («Mystrerium cosmographicum», опубл. 1634) И. Кеплер. Англ. писатель Ф. Годвин в «Человеке на Луне» («The man in the Мооп», 1638) отправляет своего героя на Луну на дрессированных лебедях. Такой же способ описан в романе «Похождение Симплиция Симплнцнссимуса» («Der abentenerliche Simplizissimus», 1669, в 6 кн.) нем. писателя X. Я. Гриммельсхау-зена. Нем. естествоиспытатель А. Кирхер в «Экстазном небесном путешествии» («Itinerarium oxtaticum quo mundi opificium», 1656) вновь прибегает к помощи магии. Ф. М. Вольтер в повести «Микро-мегас» (1752; рус. пер., 1788) повествует о межпланетных скитаниях сатурнианца.

Развитие техники сказалось ц на способах полета в космос, используемых авторами романов. Среди многочнсл. фантастич. средств полета, описанных франц. писателем Сирано де Бержераком в сочинении «Иной свет, или Государства и империи Луны» («L'autre monde ou les etats et empires de la Lune», 1657), упоминается аппарат, движимый последовательно срабатывающими пороховыми ракетами. Англ. поэт Дж. Байрон в «Дон-Жуане» (1819—23; рус. пер., т— 1—2, 1847) считал возможным достижение Луны при помощи паровой машины. Амер. писатель Э. По в «Необыкновенном приключении Ганса Пфаля» («The Unparalleled adventure of one Hans Pfaab, 1835) описывает полет к Луне на воздушном шаре. Французский писатель А. Эро в «Путешествии на Венеру» (1865) использует ракетный аппарат, франц. писатель А. Дюма в «Путешествии на Луну» («Un voyage a la Lune», 1857) — вещество, отталкиваемое Землей, а Ж. Берн в известной серии романов о Пушечном клубе (1865—70) отправляет своих героев на Луну в пушечном ядре. Давление солнечного света, отраженного неподвижным большим экраном на корабль, обеспечило полет с Луны на Венеру и Меркурий героям франц. романистов Фора и Графиньи («Необыкновенные приключении русского ученого», 1889—96; рус. пер., 1895). Англ. писатель Г. Уэллс в «Первых людях на Луне» («First men in the Мооп», 1901) высказал идею гравитац. экрана.