Наш прекрасный Урал

Автор: 30.07.2014

Урал был первым «настоящим» горным районом, до которого дошла в своём расширении очерк. Московская Русь.
Первыми добрались до Урала новгородцы, которые ещё с XII в. совершали по рекам походы на Северный Урал за пушниной. Затем в XV в. здесь на Каме были открыты соляные источники и стали строиться солеварницы. Добыча соли была в то время единственной отраслью, которая организовывалась в крупных размерах, и главным районом добычи соли был Север (Сольвычегодск). Богатые купцы Строгановы перенесли свои предприятия по добыче соли с Севера на Урал, на Каму и в XVI в. получили здесь от московского правительства громадные земли на правах феодальных владетелей.
Недаром история каждого из уральских заводов пестрит бунтами. В восстании Пугачёва крепостные рабочие горнозаводского Урала составляли крупнейшую силу.
Во время гражданской войны в 1919 г. при отходе белых с Урала ряд заводов был ими совершенно разрушен.
Горнозаводская промышленность старого Урала, доставшаяся нам по наследству от царской России, состояла из более чем сотни мелких с устарелым и изношенным оборудованием заводов, разбросанных по всему Уралу, часто в стороне от железных дорог, работавших на местной руде и древесном угле.
По национальному составу население Урала довольно однородно. Русские составляют свыше ¾ всего населения.
Из остальных больше всего башкир (в пределах Башкирии), коми-пермяков (в пределах Коми-Пермяцкого национального округа Молотовской области), удмуртов (в Удмуртской АССР) и татар, рассеянных по всему Предуралью.
Средняя плотность населения — около 17 человек на 1 кв. км. За советское время на Урале благодаря мощному развитию горнозаводской промышленности резко повысились и плотность населения, и процент городского населения.
У населения Урала и в дореволюционное время были сильно распространены промышленные навыки. В настоящее же время в связи с колоссальным развитием здесь промышленности, особенно за военные и послевоенные годы, большинство населения стало высоко грамотным в области машинной техники.
Тип уральских городов в горнозаводской части Урала вдоль хребта и в равнинных «сельскохозяйственных дополнениях» по обе стороны хребта различный. Города горнозаводской части в громадном большинстве случаев имеют резко выраженный промышленный характер, с очень высоким процентом занятого в промышленности населения. Как правило, они выросли из прежних заводских поселков, находившихся в царское время на сельском положении; они стали городами и получили городской вид лишь в годы сталинских пятилеток в связи с реконструкцией их промышленных предприятий. Таким образом, как города они по большей части ещё совсем молодые. Одним из крупных городов является Челябинс. Город постоянно растет и недвижимость Челябинска пользуется спросом.
Города же Предуралья и Зауралья возникли давно (преимущественно из торговых сёл или укреплений) и в дальнейшем развивались как административные или торгово-распределительные пункты. Но за последнее время многие из них сильно индустриализировались.
Процент городского населения в связи с громадными успехами индустриализации вырос с 25% в 1926 г. до 36% в 1939 г. В 1926 г. было 26 городов, а теперь их больше 100. В горнозаводской части Урала процент городского населения в 2—3 раза выше, чем в Пред- уралье и Зауралье. Всего выше он в Свердловской области, наиболее промышленной из областей Урала.
За годы Великой Отечественной войны промышленные города Урала очень сильно выросли, особенно более крупные — Свердловск, Челябинск, Магнитогорск, Нижний Тагил, Уфа.