ГАЗОДИНАМИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ (ГДЛ)

Автор: 22.12.2009

gdl 350x249 ГАЗОДИНАМИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ (ГДЛ)

ГАЗОДИНАМИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ (ГДЛ)

ГАЗОДИНАМИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ (ГДЛ) — первая сов. ракетная н. -И. и опытно-конструкторская организация военного ведомства, созданная но инициативе Н. И. Тихомирова в 1921 в Москве для разработки ракетных снарядов на бездымном порохе; работы частично проводила и в Ленинграде. В 1927 полностью перебазировалась в Ленинград, где и получила свое окончательное наименование — ГДЛ. К этому времени в ГДЛ был создан бездымный порох на нелетучем растворителе (тротилпироксилиновый) с большой толщиной свода шашек. В 1927—33 были разработаны пороховой старт легких и тяжелых самолетов (У-1, ТБ-1 и др.), ракетные снаряды неск. калибров различного назначения, в частности для вооружения самолетов. Эти снаряды с пек-рой доработкой в Реактивном научно-исследовательском институте (РНИИ) были использованы во время войны 1941—45 в реактивных минометах «Катюшах». В этих разработках осн. творческое участие принимали II. И. Тихомиров, В. А. Артемьев, Б. С. Петропавловский, Г. Э. Лапгемак и др.15 мая 1929 в ГДЛ была организована группа (впоследствии отдел), в к-рой разрабатывался первый в мире электрич. ракетный двигатель (ЭРД) и первые отечественные ЖРД. В 1930—33 было создано семейство ЖРД, начиная с ОРМ, ОРМ-1 и по ОРМ-52, тягой до 300 кг. В 1930 впервые были предложены в качестве компонентов ракетного топлива азотная кислота с четырехокисью азота, хлорная кислота, тетранитрометан, перекись водорода, бериллий и др., создана керамическая теплоизоляция камер сгорания двуокисью циркония и профилированное сопло, а в 1931 — самовоспламеняющееся горючее и химич. зажигание, карданная подвеска двигателя. В 1931—32 были разработаны и испытаны поршневые топливные насосы, приводимые в действие газом, отбираемым из каморы сгорания РД, в 1933 — конструкция турбонасос-ного агрегата с центробежными топливными насосами для двигателя с тягой 300 кг.

В. П. Ветчинкин, присутствовавший в 1932 при испытании в ГДЛ двигателя ОРМ-9 на кислородно-бензиновом топливе, писал: «В ГДЛ была проделана главная часть работы для осуществления ракеты — реактивный мотор на жидком топливе... С этой стороны достижения ГДЛ следует признать блестящими». В 1932—33 ГДЛ посетили руководители Группы, изучения реактивного движения С. П. Королев, Ф. А. Цандер, М. К. Тихонравов, Ю. А. Победоносцев 11 др. Им демонстрировалась работа ЖРД на стенде.

В разработке ЭРД и ЖРД в ГДЛ под руководством конструктора двигателей активное участие принимали инженеры и техники — Л. Малый, В. И. Серов, Е. Н. Кузьмин, И. И. Кулагин, Е. С. Петров, П. И. Минаев, Б. А. Куткнп, В. П. Юков  и др.