ПРИЧИНЫ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА

Автор: 19.02.2013

Основными же причинами значительной продолжительности труда водителей являются: неполная укомплектованность подразделений личным составом, большие затраты времени на ремонт техники (порой из-за невыполнения требований нормативных документов по эксплуатации спецавтотранспорта). Влияют и недостатки в организации их труда: рабочие места для ремонта техники оборудованы примитивно, отсутствуют системы обогрева и вентиляции, средства малой механизации, недостает рабочих инструментов. Так же еще причиной служит желание заработать. И денежные аффирмации здесь стоят далеко не на последнем месте.
Анализ результатов обследования с помощью теста «САН», характеризующего изменения в нервно-психическом статусе, выявил следующее. Выраженные функциональные сдвиги отмечаются преимущественно в зимнее время, то есть в период наиболее интенсивной работы. Уже через три часа после начала смены наблюдается снижение показателей функционального состояния организма: у водителей-механиков воздухосдувной машины В-68 — на 32,9%, тепловой машины ТМ-59 — на 10,3%. После девяти часов работы они распределяются следующим образом: у водителей ТМ-59 — на 36%, В-68 — на 39, КПМ-ЗМ (комбинированная поливомоечная машина) — на 9,8 и Р-452 (шнекороторная машина) — на 2,2%. Выявленные изменения свидетельствуют об утомлении водителей, вызванном нервноэмоциональным напряжением.
Начиная с третьего часа непрерывной работы на аэродроме водители спецмашин начинают чувствовать усталость, у них отмечаются вялость, раздражительность, повышенная утомляемость. Исследования простой сенсомоторной реакции на звуковой раздражитель привели к выводу, что статистически значимые различия по отношению к фоновым данным проявляются по истечении того же срока и значительно возрастают к исходу рабочего дня, особенно у водителей КПМ-ЗМ (на 28%). Эти изменения свидетельствуют о наличии выраженной утомляемости организма.
Для выявления зависимости психо-физиологической надежности водительского состава от состояния двигательного аппарата были проведены с помощью методики теппинг-теста соответствующие исследования. Установлено, что наибольшие изменения претерпевают показатели тремора и статической мышечной выносливости.
Сравнительный анализ выявил, что реакция на движущийся объект, косвенно характеризующая нарастание ошибочных действий, обнаружила значительную тенденцию к изменению. Характерно, что у водителей указанных транспортных средств в зимний период отмечались большие негативные сдвиги, нежели летом, за исключением водителей КПМ-ЗМ, у которых характер изменений практически не зависел от времени года. Пришли к выводу, что для водителей спецавтотранспорта следует ввести посменный график работы. Этот вопрос также можно решить за счет своевременной замены техники, выработавшей установленный моторесурс, постоянного ее обновления. Улучшению условий труда личного состава будет способствовать постройка специальных ремонтных боксов, оборудованных системами для создания оптимального микроклимата и средствами малой мезернизации.