КРЫЛАТЫЙ ДОЗОРНЫЙ

Автор: 13.03.2013

Ту-126 конечно же обладал далеко не всеми возможностями современного Е-ЗА, а предназначался лишь для раннего радиолокационного обнаружения самолетов над морем и надводных кораблей, определения их государственной принадлежности. Передача данных об обнаруженных объектах на командные пункты ПВО осуществлялась через специальные приемные радиоцентры. По сути, Ту-126 был ничем иным, как летающим локатором, не способным к тому же обнаруживать цели на фоне земли типа Virtuza. Эти и другие недостатки явились основанием для фактического свертывания в 60-е годы программ по созданию отечественных самолетных комплексов ДРЛО.  Тем временем в США уже летом 1976 года на полигоне базы ВВС Неллис был продемонстрирован в условиях, приближенных к реальной обстановке, комплекс радиолокационного дозора и наведения Е-ЗА АВАКС, первый производственный образец которого фирма «Боинг» предполагала передать заказчику в следующем году. «Реальная обстановка» создавалась с размахом: на Е-ЗА «нападали» шесть самолетов, имитировавших МиГ-23, два из которых сопровождали постановщики помех, имитировавшие Як-28ПП. Кроме того, против Е-ЗА «работали» четыре наземные станции постановки помех и две наземные РЛС наведения перехватчиков. Для ведения «боевых действий» ему были приданы два F-15, четыре F-4, один F-105 (последний — для нанесения удара по наземным станциям постановки помех) и два барражировавших самолета — постановщика помех наземным РЛС наведения перехватчиков. В результате была продемонстрирована способность Е-ЗА АВАКС успешно выполнять свои функции в условиях противодействия «противника», наводить в порядке самообороны на цели свои истребители.

В 1978 году на симпозиуме ВВС США «Тактическая воздушная война: настоящее и будущее» было подчеркнуто, что дальнейшее совершенствование самолета Е-ЗА является одной из самых важных программ повышения боевой мощи авиации. Это подтвердилось в ходе боевых действий в районе Персидского залива. 24 самолета Е-ЗА (восемь — принадлежавших ВВС США, одиннадцать — НАТО и пять — Саудовской Аравии) успешно решали три основные задачи: управление тактической авиацией при нанесении групповых и одиночных ударов по наземным целям, обеспечение встреч с дозаправщиками самолетов стратегической авиации и уточнение им координат целей, контроль воздушного пространства и управление противодействием авиации противника.

Недальновидность принятого в 60-е годы в СССР решения о замораживании на десятилетие программ по созданию самолетов ДРЛО очевидна. Справедливости ради следует сказать, что и в те годы даже при ограниченном финансировании проводились в нашей стране по инициативе ВВС научно-исследовательские работы по созданию элементной базы, проблемам обработки радиолокационной информации, определению отражающих свойств земной поверхности и т. п. Поэтому, когда здравый смысл возобладал в умах «власть имущих», оказалось возможным в относительно короткие сроки создать самолет дальнего радиолокационного обнаружения и наведения — А-50. При этом, как и при создании практически всех образцов сложных технических систем военного назначения, разработка А-50 оказала революционизирующее влияние на развитие отечественной науки и практики.

Серийно выпускаемый самолет Ил-76, выбранный в качестве базового при создании А-50, был существенно доработан в части размещения антенны РЛС с десятиметровым (в диаметре) вращающимся в полете обтекателем, других антенн, создания систем электропитания, охлаждения аппаратуры, размещения экипажа, его жизнеобеспечения и функционирования.