Итальянский законодатель мод

Автор: 20.08.2013

Всегда предпринимались попытки сравнить такие самолеты, как Ju 52/3m и SM.73, с ранними трехмоторными машинами типа Stout, Ford и Fokker F.VII-3m. Но несмотря на то, что между первыми полетами Ford Tri-Motor и Ju 52/3m прошло всего пять лет, и обе машины проектировались с использованием схожих коробчатых фюзеляжей и имели сравнимую пассажировместимость, — это были самолеты уже разных поколений. Особенно хорошо это было заметно по разнице в их скорости и дальности полета.

Первый полет
Прототип Savoia-Marchetti SM.73 поднялся в воздух 4 июня 1934 года, всего три года спустя после первого полета Ju 52/3m. Как и Ju 52/3m, SM.73 представлял собой моноплан с низкорасположенным свободнонесущим крылом и хвостовым оперением с двумя подкосами. Итальянский самолет не был
цельнометаллическим (деревянное крыло, полотняная обшивка поверхностей управления, имевших металлическую несущую конструкцию, и полотняно-фанерная обшивка фюзеляжа, выполненного из сварных стальных труб), но имел хорошие аэродинамические обводы и более высокие, чем у Ju 52/3m, характеристики. Особенно с учетом его большей массы.

Конструкция
На SM.73 стояло неубирающееся шасси с хвостовым колесом, причем хвостовое колесо было частично утоплено в фюзеляж, а колеса основных опор шасси были закрыты обтекателями. Итальянский самолет имел большую вместимость — мог брать на борт 18 пассажиров, a Ju 52/Зш — всего 15-17 человек. Размещение пассажиров было достаточно необычным — четверо находились в отдельном салоне сразу за приподнятой пилотской кабиной, над крылом, а остальные 14 пассажиров размещались в нижнем салоне.
Следом за прототипом SM.73 последовали 46 серийных машин, на которых устанавливались разные двигатели. Прототип оснащался тремя Gnome-Rhone Mistral Major мощностью по 600 л. е., а на серийных применялись также моторы Bristol Pegasus IIM2 мощностью 615 л. с. (сборка «Walter»), Piaggio Stella X.RC мощностью 700 л. е., Wright GR-1820 Cyclone мощностью 760 л. с. или Alfa Romeo 126 RC.10 мощностью 800 л. с. Кроме того, если на прототипе SM.73 имелся непрерывный ряд крупных иллюминаторов, то на серийных машинах менее крупные иллюминаторы, по одному на каждого пассажира, располагались уступом.
Серийные машины также имели укороченный киль с более широкой хордой и оснащались трехлопастными воздушными винтами (на прототипе — четырехлопастный винт на центральном и двухлопастные винты — на крыльевых двигателях). Результаты испытаний были отличными — самолет оказался достойным продолжателем семейства дальнемагистраль-ных летающих лодок компании «Savoia-Marchetti». С двигателями Stella он развивал крейсерскую скорость 278 км/ч и совершал полет на дальность 1592 км, а с более мощными Alfa Romeo — 360 км/ч и 1000 км, соответственно.
Высокие характеристики Новый самолет был быстрее, чем Boeing Model 247 или Douglas DC-2, причем брал на борт больше пассажиров, хотя и имел несколько меньшую дальность полета. Весьма хорошие показатели для авиалайнера с неубирающимся шасси.
Стартовым заказчиком на SM.73 стала бельгийская авиакомпания SABENA, купившая, начиная с 1935 года, 12 самолетов с двигателями Mistral (семь из них по лицензии собрала SABCA). Авиалайнеры летали на европейских маршрутах SABENA и между Брюсселем и Бельгийским Конго. Самолеты также приобрели чехословацкая CSA (с двигателями Pegasus) и итальянские «Ala Littoria» и «Avio Linee Italiane».

Военная карьера
SM.73 сделал и непродолжительную военную карьеру — 13 машин поступили в ВВС Италии, а шесть бывших лайнеров SABENA в мае 1940 года отправились в Великобританию, где некоторое время эксплуатировались британскими ВВС — преимущественно в Северной Африке, а после перемирия были переданы Италии. ВВС Италии располагали на момент капитуляции в 1943 году двумя самолетами, один из которых получили союзники, а другой — ВВС союзной Италии.
Вероятно, наиболее важной заслугой SM.73 стало то, что он дал толчок созданию целого семей-
ства востребованных самолетов, включая большой транспортный SM.75 Marsupiale, менее крупный бомбардировщик SM.79 Sparviero («Ястреб») и авиалайнер SM.83, а также военно-транспортный самолет SM.82 Canguru («Кенгуру») и SM.81 Pipistrello («Летучая мышь»).
Хотите стать пилотом, поступайте в пилотную школу, или купите автожир. Но лучше конечно же поступить в школу, где вас научат управлять этим чудо изобретением.