Звездные и солнечные сутки

Автор: 4.02.2012

zvezdnye Звездные и солнечные сутки

ЗВЕЗДНЫЕ СУТКИ

Совершая движение вокруг солнца по эллиптическому пути, земля, в то же самое время, не перестает вращаться вокруг своей оси. Продолжительность одного полного оборота соответствует суткам. Поэтому мы должны различать два рода суток: солнечные и звездные. Звездными сутками называется время, протекшее между двумя одинаковыми последовательными положениями земли по отношению к звездам, т.е.  время между двумя прохождениями какой-либо звезды через меридиан. Величина звездных суток неизменна, т. к. земля вращается вокруг оси с постоянной скоростью, ) и потому обращает каждую точку своей поверхности к данной точке неба, через одинаковые промежутки времени.

Солнечными сутками, также гражданскими, называется промежуток времени между двумя последующими одинаковыми положениями земли в. отношении солнца. Если бы земля только вращалась вокруг оси и при этом не изменяла своего положения в  пространстве, то солнечные и звездные сутки были бы равны между собой. Тогда каждый точке земной поверхности требовалось бы столько же времени, для того, чтобы занять одинаковое положение к солнцу сколько и к звезде.

На самом деле, под влиянием постепенного охлаждения земли и явлений т. н. прилива и отлива, продолжительность дня несколько изменяется. Но это изменение достигнет  вероятно только через несколько миллионов лет заметной величины.

Но поступательное движение земли нарушает это равенство. Попробуем это объяснить лучше.

Давайте рассмотрим землю в положении 1.  В это мгновение одна сторона меридиана АВ противостоит солнцу, другая—определенной звезде, находящейся от S на бесконечно далеком расстоянии. Освещенная половина меридиана имеет полдень, другая темная— полночь. На следующий день земля передвинется на своей орбите, даже очень сильно, ибо в час она пробегает 108.000 километров. Пусть, она примет положение 2, и тогда прежний меридиан АВ, вследствие ее полного оборота вокруг оси, будет находиться против нашей исходной звезды. Мы заметим эту звезду в направлении В А1, параллельной линии ВА предыдущего дня... При этом обнаружится, что положение солнца несколько изменилось, и меридиан А1В1, лежащий против звезды, относительно которой его сутки истекли, должен повернуться на некоторую величину АхО чтобы занять то же положение против солнца. Солнечные сутки, таким образом, будут длиннее звездных и в среднем разнятся на 4 минуты.

Звезда, движущаяся сегодня одновременно с солнцем по небу, с востока на запад, но при солнечном свете невидимая, завтра пройдет через меридиан на 4 минуты раньше, после завтра на 8 минут и т. д. Через шесть месяцев или через 180 суток она, вследствие ежедневного изменения, покажется на полные двенадцать часов раньше солнца и уже ночью, следовательно, сделается видимой. Это более раннее появление звезд, нежели солнца, продолжается остальные 6 месяцев, пока они не опередят солнце на 24 часа. Тогда круг замкнется и солнце появится, одновременно со звездой. Год прошел, начинается новый и земля пришла в исходную точку своего пути. За это время солнце совершило свое кажущееся движение вокруг земли 366 раз. Таким образом, год имеет 365 солнечных суток и З66 звездных.

Кажущимся движением солнца на небе объясняются изменения вида звездного неба. Летом видны определенные созвездия, зимой их место заступают другие, и так постепенно, в течение года, проходят мимо все звезды нашего ночного неба. Если бы солнечное и звездное время совпадали друг с другом, то ничего подобного не могло бы случиться. Тогда бы солнце всегда сопровождали одни и те же звезды и та половина звездного неба, которая показывается одновременно с солнцем, была бы нам невидима и совершенно неизвестна.

Солнечные сутки отличаются от звездных не только своей большей продолжительностью, но еще одним, высшей степени замечательным, свойством. В то время, как звездные сутки не изменяют своей величины в течение целого года, продолжительность солнечных немного меняется. Разница в 4 минуты, о которой я говорил, является некоторой средней величиной, замедления суточного движения солнца по сравнению со звездным движением. Причины изменчивости солнечных суток будут вам понятны из следующего.

Мы предполагаем, что земля, в течение одного оборота вокруг оси, перешла из  положения 1 в положение 2. При этом, мы обнаружили, что меридиан АВ отклонился назад, и в этом обстоятельстве нашли причину большей продолжительности солнечных суток по сравнению с звездами. Если мы теперь предположим, что земля движется быстрее и в то же самое время перешла не из 1 в 2, а из 1 в 3, тогда по истечении звездных суток, т.е.  когда меридиан примет направление ВА, параллельное ВА, земля для того, чтобы находиться против солнца, должна будет повернуться на некоторую дугу АС, которая больше АС. Следовательно, солнечные сутки будут тем продолжительнее, чем скорее движется земля по своему пути. Если мы хотим найти причину изменяемости солнечных суток, то нам ничего не остается делать, как принять, что земля во время движения вокруг солнца меняет свою скорость.

Если бы путь проходимый землей имел форму круга, то движение нашей планеты каждые сутки совершалось бы с одинаковой скоростью в течение целого года. Но при условии эллипсовидной орбиты, когда земля, то приближается, то удаляется от фокуса, где находится солнце, дело обстоит несколько иначе. Следующий опыт заставит нас это понять.

Возьмите и привяжите к концу веревки мяч или шар, затем свободный конец веревки зажмите между двумя пальцами и начните вращать, как пращу. Если вы теперь к веревке подставите третий палец так, чтобы веревка стала на него накручиваться, то заметите, что чем короче будет становиться веревка, тем скорее будет вращаться шар. Отсюда можно вывести заключение:, всякое тело, которое постоянная сила приводит во вращательное движение вокруг некоторого центра, вращается тем скорее, чем ближе становится оно к центру, и, наоборот, чем дальше оно отстоит от центра, тем медленнее происходит движение.

Человеку нужна работа, где бы он не жил. Хорошо, что есть поиск вакансий Уральска, где можно найти достойную работу, предоставив предварительно резюме. Благодаря этому поиску, все, кто хочет работать, практически со сто процентным результатом, могут это сделать.