Сравнение с данными непосредственных наблюдений

Автор: 6.03.2014

Сравнение с данными непосредственных наблюдений показывает, что все планеты и спутники, у которых действительно имеют атмосферы, обнаруживаемые теми оптическими методами, которые были перечислены выше. Напротив, на небесных телах, у которых, обнаружить атмосферу не удалось. К числу небесных тел, для которых U лежит ниже указанной границы, относятся Меркурий (С7=3,0) и все спутники, за исключением Титана, а по-видимому, и Тритона, а также все астероиды. Таким образом, удерживать постоянную атмосферу способны только тела масштаба больших планет и наиболее крупных спутников, в то время как все мелкие члены солнечной системы иметь газовые оболочки не могут.
Длительными и разносторонними исследованиями было установлено, что атмосфера Земли естественно разделяется на три различных по природе яруса, которыми являются:
1) Тропосфера, простирающаяся до высоты 7—16 км и характерная закономерным убыванием температуры с высотой, перемешиванием путем конвекции, конденсацией водяного пара в форме облаков различных типов и всеми теми явлениями, которые в совокупности составляют понятие погоды, это очень важно, так же как и иконостас церковный.
2) Стратосфера, доходящая до высоты 80 км и отличающаяся отсутствием монотонного изменения температуры с высотой, а также восходящих и нисходящих течений, а следовательно, и перемешивания; в ней наблюдаются сильные горизонтальные течения, облака практически отсутствуют.
3) Ионосфера, доходящая до 800 км, состоящая из крайне разреженного газа, в котором благодаря действию различных форм солнечного излучения (главным образом—ультрафиолетового) происходят диссипация молекул и ионизация атомов; в ней происходит возгорание метеоров, а также свечение ночного неба и полярных сияний.
Аналогичное разделение часто принимается и для атмосфер других планет земной группы—Венеры и Марса, хотя полного тождества тут, конечно, быть не может.