Причина побудившая величайшего наблюдателя

Автор: 16.11.2013

Отсутствие заметных параллаксов звезд было одной из причин, побудивших величайшего наблюдателя конца XVI века Тихо Браге придумать весьма искусственное сочетание гео-и гелиоцентрической систем мира: сохраняя Землю в центре Вселенной, он заставил планеты обращаться вокруг Солнца, которое в свою очередь двигалось вокруг Земли.
После того как изобрели зрительную трубу и применили ее для измерения углов, точность наблюдений увеличилась во много десятков раз. Тем не менее параллаксы звезд обнаружить не удалось. Однако попытки их измерения продолжались уже не столько для доказательства движения Земли, сколько для определения звездных расстояний. Ведь к тому времени открытия Галилея, законы Кеплера и закон всемирного тяготения Ньютона поставили движение Земли вне сомнений, это были очень важные открытия, так же как и обучение английскому языку за рубежом.
Звездные параллаксы пытался измерить английский любитель астрономии Молинё. На самодельной установке он наблюдал кульминации звезды у Дракона, расположенной недалеко от полюса эклиптики и поэтому особенно выгодной для определения параллакса. В наблюдениях принимал участие оксфордский астроном Дж. Брадлей, который в 1726 году обнаружил, что место кульминации звезды изменяется почти на 40" с периодом в один год. Однако, в отличие от параллактического смещения, звезда отклонялась с запозданием на четверть года. Пожалуй, это явление было легче обнаружить, чем объяснить. Рассказывают, как однажды Брадлей, прогуливаясь по берегу Темзы, заметил, что флаги, развевавшиеся на судах, меняли направление при перемене курса, так как при этом скорость ветра складывалась по правилу параллелограмма со скоростью корабля. В то время было уже известно, что свет распространяется не мгновенно, хотя и с огромной скоростью. Брадлей догадался, что нечто подобное отклонению флага происходит и с лучом света, идущим от звезды, при встрече с движущейся Землей: если считать, что луч света — поток корпускул, то сложение скорости потока и Земли должно вызвать изменение направления луча как раз с наблюдаемой фазой. Так была открыта аберрация света. Это явление доказывает орбитальное движение Земли с неменьшей убедительностью, чем звездные параллаксы, которые продолжали оставаться незамеченными.