Поиски звездных параллаксов

Автор: 16.11.2013

Триста лет продолжались поиски звездных параллаксов. Лишь в 30-х годах XIX века цель была достигнута. Почти одновременно в трех разных странах были обнаружены и измерены параллаксы трех звезд. Первым сообщил о своих результатах В. Я. Струве в 1837 году. За два года до окончания строительства Пулковской обсерватории, директором которой он был назначен, Струве измерял в Дерпте (ныне Тарту) на крупнейшем в то время 9-дюймовом рефракторе Фраунгофера угловые расстояния яркой звезды Веги (а Лиры) от двух близко к ней расположенных слабых и потому, вероятно, далеких звездочек. Предпочтение было отдано Веге, поскольку яркий блеск наряду с заметным собственным движением не оставляли сомнений в близости звезды к нам. Ф. Бессель в Кенигсберге, напротив, выбрал довольно слабую звезду 61 созвездия Лебедя, но обладающую исключительно большим собственным движением. Он измерял гелиометром ее угловое расстояние тоже от двух слабеньких звезд. Т. Гендерсон на обсерватории в Кейптауне выбрал очень яркую звезду южного неба а Центавра, имеющую к тому же значительное собственное движение.
Наибольший параллакс оказался у а Центавра — почти 1, что соответствовало расстоянию приблизительно 200 ООО а. е. Параллаксы двух других звезд получились в 3—5 раз меньшими, а следовательно, их расстояния от нас во столько же раз большими. Согласно уточненным измерениям, параллакс а Центавра равен 0,75, что соответствует расстоянию в 275 ООО а. е., или 4,3 световых года. Окраины нашей Галактики оказались в тысячи раз дальше. Поистине, размеры звездного мира превосходят всякое воображение!
Аберрация света и годичные параллаксы звезд — прямые и непосредственные доказательства орбитального движения Земли вокруг Солнца. И если во времена Галилея и Кеплера в существовании такого движения еще возникали сомнения, то после этих открытий оно стало бесспорным.
Собираясь на отдых или в командировку в Тверь, заранее позабодтесь о месте своего проживания. Снять квартиру на сутки в Твери можно на сайте http://tver.kvartirka.su/. Там предлагается огромный выбор различных квартир по приемлемым ценам. Можно снять в центре города, можно на окраине, все зависит от ваших потребностей, а возможность такая действительно есть.