Основные наблюдения 47 Тукана велись в 2010 году

Автор: 17.10.2013

Усовершенствованной обзорной камерой (Advanced Camera for Surveys) обсерва-тории Hubble. Они были объединены с 754 архивными фотографиями для определения изменений положений более 30 тыс. звезд. Именно этот наблюдательный материал послужил базой для уникального исследования коллективных и индивидуальных движений членов скопления. Нанотехнологии позволяют это делать довольно просто. Попутно удалось измерить их яркость и температуру.
Эта своеобразная «звездная археология» выявила две различных — популяции объектов. К первой относятся красные звезды — самые древние, наименее обогащенные тяжелыми химическими эле-ментами. Их орбиты близки к круговым и случайно ориентированы. Ко второй популяции следует отнести голубые звезды — более молодые, с более высокой концентрацией элементов тяжелее гелия и вытянутыми орбитами. Первое поколение «запечатлело» исходную динамику газа, из которого оно образовалось. Эти звезды обладают своего рода памятью о характере своих движений «в молодости». Отсутствие в них тяжелых элементов отражает начальный состав вещества, из которого сформировалось скопление. После того, как самые массивные из них завершили свое активное существование, произошли взрывы сверхновых, выбросившие в пространство продукты термоядерного синтеза. Они перемешались с уже имевшимся в скоплении веществом и вошли в состав второго, более «химически разнообразного» звездного поколения, в основном сконцентрированного вблизи центра кластера. С течением времени эти звезды постепенно мигрируют на периферию, переходя на более вытянутые эллиптические орбиты.
Вверху представлены орбиты старейшего населения кластера — красных звезд, почти не содержащих химических элементов тяжелее водорода и гелия. Эти звезды движутся по случайным круговым орбитам. Справа синим цветом показаны орбиты второго поколения звезд.
Это уже не первый случай открытия телескопом Hubble нескольких поколений звезд в шаровых скоплениях. В 2007 г. исследователи обнаружили три типа «населения» в массивном шаровом скоплении NGC 2808. Однако за командой Ричера остается первенство в определении динамики отдельных звездных популяций. Это открытие может предоставить астрономам важную информацию, помогающую понять, как образовывались звезды в ранней Вселенной.