Новая угроза карлика

Автор: 27.04.2014

В нескольких статьях, опубликованных в конце 1970-х — начале 1980-х гг., Дональд Линден-Белл (Donald Lynden-Bell), астрофизик Кембриджского университета, отметил, что многие из галактик-спутников, обращающихся вокруг Млечного Пути, по всей видимости, расположены в одной плоскости. Как объяснить такую странную картину? В 2005 г. Крупа и его группа из Боннского университета убедили мир, что такое компланарное расположение не могло быть случайным. Они предположили, что спутники из темной материи были равномерно распределены вокруг Млечного Пути, как и предсказывало компьютерное моделирование, и что только один из сотни этих карликов был достаточно велик, чтобы в нем образовались звезды и он стал заметен в телескоп. С учетом этих абсолютно разумных допущений они задались вопросом: как часто мы можем ожидать, что обнаружим систему вроде Млечного Пути, вокруг которой светящиеся спутники оказались бы выстроенными в ряд? Ответ произвел взрыв в космологии: вероятность этого — менее одной миллионной.
Наблюдаемые галактики-спутники — это лишь вершина темного айсберга: возможно, вокруг нас сотни, если не тысячи темных спутников, просто мы их не видим
«Если бы формированием галактик управляла темная материя, — возражает Крупа, — то галактики-спутники никогда бы не выстроились вдоль плоскости». Описывая в статье свои результаты. Крупа предложил собственное решение. «Единственный выход из положения, — писал он, — предположить, что спутники Млечного Пути сформировалась не в результате агрегации темной материи». Темной материи, утверждал он, не существует.