Космические магистрали из темной материи

Автор: 27.04.2014

Примерно через 14 млрд лет после Большого взрыва темная материя, преобладающая в нашей Вселенной, сгруппировалась в то, что космологи называют «космической паутиной», — в гигантскую сеть из нитей и узлов. Темная материя притягивает находящиеся поблизости газ и пыль, формируя в узлах, где плотность наивысшая, массивные галактики типа нашей ф. В нитях плотность темной материи ниже, там образуются карликовые галактики ф. Со временем сильное гравитационное притяжение со стороны узлов стремится привлечь к себе вещество, расположенное в нитях, тем самым притягивая карликовые галактики к более крупным О.  Из области внутри нашей галактики, откуда мы ведем наблюдения, карликовые галактики кажутся лежащими в плоскости, перпендикулярной галактическому диску.
За прошедшие годы астрономы придумали несколько возможных объяснений этой дилеммы. Первая и самая убедительная состоит в том, что не все спутники, появляющиеся в компьютерных моделях, строго соответствуют реально существующим галактикам-спутникам. Массы самых малых сгустков темной материи (и их гравитационное притяжение), возможно, недостаточны, чтобы захватить газ и сформировать звезды. Продолжая эту линию рассуждений, можно предположить, что наблюдаемые галактики-спутники— лишь видимая вершина темного айсберга: возможно, сотни, если не тысячи, темных галактик-спутников, не имеющих звезд, существуют вблизи. Просто мы их не видим, это как полипропиленовые трубы, которые вкопаны в землю и по ним течет вода, а мы их не видим, но может догадываться об их присутствии.
Второе: даже если в небольших скоплениях темной материи сформировались звезды, возможно, они слишком тусклы, чтобы мы могли увидеть их в наши телескопы.
Тогда по мере развития техники и роста чувствительности телескопов астрономы обнаружат новые галактики-спутники. Действительно, за прошедшие несколько лет число известных галактик-спутников, обращающихся вокруг Млечного Пути, удвоилось.
Кроме того, сам диск нашей галактики, вероятно, мешает нам заметить некоторые спутники. Этот диск, по сути, — плотное плоское скопище звезд, настолько яркое, что для невооруженного глаза выглядит полосой белой жидкости (отсюда и название «Млечный Путь»). Очень трудно обнаружить спутники, прячущиеся за диском, столь же трудно, как днем увидеть Луну, — тусклый свет галактики-спутника тонет в сиянии Млечного Пути.
Все эти аргументы вместе взятые решают проблему недостающих галактик-спутников и убеждают большинство астрофизиков. Они спасают идею темной материи, защищая ее от самых серьезных наблюдательных контраргументов. Однако странное пространственное расположение галактик-спутников по-прежнему ставит ученых в тупик.