Кометы падают на звезды?

Автор: 3.11.2012

Астрономы Кэрол Грэйди и Марио Перес (Корпорация прикладных исследований), а также Карен Бьеркман (Университет штата Висконсин, США) пришли к выводу, что необычный спектр одной молодой звезды в созвездии Стрельца может быть вызван падением на нее комет.

Согласно июньскому номеру журнала Astronomy за этот год, заключения астрономов основываются на наблюдениях, проведенных с ультрафиолетовым спутником IUE и с бортовой обсерватории космических челноков “Астро-2”. Объектом исследования ученых была звезда HD 163296, отстоящая от нас на 550 световых лет, которая находится на стадии предварительного сжатия (таким образом, астрономы оценивают ее возраст не "более чем в несколько миллионов лет).

Предварительные исследования выявили у HD 163296 лишь газ, истекающий из молодого светила в окружающее пространство, который специалисты связывают с плотным и сильно переменным звездным ветром недавно зародившейся звезды. Однако новые наблюдения обнаружили потоки вещества, наоборот, падающие на звезду. Спектральные исследования показали наличие в них атомов углерода, железа, кремния, алюминия и магния.

Наиболее вероятным источником этих элементов астрономы считают твердые пылевые частицы, которые обычно присутствуют в кометах (по крайне мере, в нашей Солнечной системе). Исследователи полагают, что наилучшим объяснением наличия в спектре молодой звезды необычных (для звезд подобного типа) линий являются кометы, несущие к звезде в своих ядрах эти элементы.

Астрономы считают, что в год на звезду HD 163296 падает около 35 комет. Более того, они полагают, что такие явления должны встречаться довольно часто среди недавно образовавшихся звезд.

НОВАЯ МОДЕЛЬ ЮПИТЕРИАНСКОГО КОЛЬЦА

Разреженное кольцо Юпитера, подобное кольцу Сатурна, но состоящее, в основном, из более мелких частиц (0.2-200 мкм в диаметре), было открыто 15 лет назад космическим аппаратом “Вояджер-1”. Еще тогда было замечено, что внутренний край юпитерианского кольца сильно расширен в направлении, перпендикулярном его плоскости. Между тем, существовавшие до последнего времени теории, признающие спутник Юпитера Ио главным источником пыли для кольца, не в состоянии были объяснить столь мощнее расширение. И лишь принципиально новая модель, разработанная американскими планетологами, объяснила, наконец, странную деформацию кольца.

Как сообщает журнал Nature от 23 мая 1996 года, Михали Хоранью (Колорадский университет, США) и Томас Кравенс (Канзасский университет, США) в противовес предыдущим теориям сделали предположение, что основным источником пыли, пополняющим кольцо, является не Ио, а микролуны, расположенные в самом кольце и бомбардируемые быстрыми микро-метеоритами.

Согласно этой теории, под действием ультрафиолетового излучения Солнца частички кольца приобретают положительный заряд, и под влиянием магнитного поля Юпитера кольцо приобретает наблюдаемую нами форму. Расчеты показывают, что в этом случае в среднем каждая частичка пыли находится в кольце не более суток. После чего она покидает его и устремляется по сложной спиралеобразной траектории к Юпитеру.