Инфракрасные звезды

Автор: 21.08.2014

Уже более 30 лет продолжаются поиски гипотетических протозвезд с температурой около 1000° К, которые, как предполагают астрономы, образуются из облаков межзвездного вещества под воздействием гравитационного сжатия. Такие объекты должны испускать мощное излучение в инфракрасном диапазоне и очень слабое — в диапазоне видимого света.
Фотографирование отдельных участков неба через светофильтры позволило обнаружить несколько тысяч звезд, которые на волне 8500 А (близкая инфракрасная область) оказались по меньшей мере на четыре звездные величины ярче, чем на волне 6800 А. Подобные исследования проводил Ч. Хетцлер в Йеркской обсерватории, а позднее Э. Аро и X. Чави- ра на мексиканской обсерватории Тонантцинтла. Все наиболее «красные» звезды, найденные ими, вероятно, принадлежат к классу холодных долгопериодичесгих переменных звезд, прототипом которых является хорошо известная переменная звезда Мира Кита (см. «Земля и Вселенная», № 2, 1967 г., стр. 58). Но ни одну из них нельзя было назвать «истинно» инфракрасной протозвездой.
Группа астрономов Калифорнийского технологического института попыталась обнаружить очень холодные звезды в диапа
зоне волн более микрона (10 000 А). Инфракрасный телескоп н фотометр, которые предназначались для обзора неба, были установлены на обсерватории Маунт Вилсон и работали на длинах волн 22 000 и 8500 А. В инфракрасном диапазоне излучение двух наиболее красных звезд, открытых в нескольких градусах от ассоциации Лебедь VI, соответствует излучению «черного тела» с температурой около 1000° К, но по спектральному классу эти звезды относятся к сверхгигантам с температурой приблизительно 7000° К. Расхождение между кажущимися температурами «черного тела» и действительными температурами, выводимыми из наблюдаемых интенсивностей спектральных линий, объясяется избирательным поглощением в плотных межзвездных облаках. Эти облака непрозрачны на коротких волнах, и подобный «межзвездный фильтр» превращает любую звезду в кажущуюся инфракрасную.
«Ложные» инфракрасные звезды в основном сконцентрированы в плоскости нашей Галактики, больше всего их сосредоточено по краям плотных темных туманностей в Млечном Пути. Вероятно, очень заметное покраснение подавляющего большинства ново- открытых звезд вызвано межзвездным веществом, находящимся преимущественно в галактической плоскости на полпути между Землей и источником света.
По-видимому, очень интенсивное поглощение в центрах темных туманностей приводит к тому, что «красные» звезды «проглядывают», главным образом, по краям межзвездных облаков, служащих «межзвездными фильтрами». Это означает, что темные туманности плотнее и непрозрачнее, чем считалось раньше.
В каком бы городе Росси вы не жили, но все равно хотите увидеть Москву своими глазами. Для вас дешевые билеты на самолет в москву теперь стали реальностью. Покупайте авиабилеты, приезжайте в Москву, и наслаждайтесь ее достопримечательностями.