Эллиптические галактики

Автор: 14.10.2012

llipgal Эллиптические галактики

ЭЛЛИПТИЧEСКИЕ ГАЛАКТИКИ

Их контуры имеют форму эллипса. Если на диаграмме Хабла по ее «ручке» двигаться слева направо, то сперва эллиптические галактики будут совершенно круглыми, а по мере продвижения вправо сжатие будет возрастать. Астрономы условились для краткости обозначать эллиптические галактики буквой Е и рядом с ней писать цифру, выражающую сжатие. Так, ЕО, E1, Е2 и так далее обозначают эллиптические галактики с постепенно увеличивающимся сжатием. ЕО соответствует отсутствию сжатия. Самое большое сжатие обозначается цифрой 7 и соответствует случаю, когда малый диаметр или малая ось галактики в четыре раза короче большого диаметра или большой оси. Более сжатых эллиптических галактик астрономам пока обнаружить не удалось.

У галактик типа Е7 есть одна очень интересная особенность: противоположные концы их большой оси как бы заострены. А вдоль самой оси проходит темная полоса, делающая галактику похожей на устричную раковину с приоткрытыми створками. Чем объясняется эта особенность сильно сжатых галактик, мы узнаем немного позже.

От галактик других типов эллиптические галактики отличаются не только формой, но и простым внутренним строением, однородностью. Звезды в этих галактиках распределены очень равномерно, не образуя никаких внутренних уплотнений. Даже центрального ядра почти не замечается. Яркость в разных точках эллиптических галактик тоже примерно одинакова.

Исследования эллиптических галактик показали, что все они вращаются вокруг своих малых осей, причем угловая скорость вращения одинакова на всех расстояниях от оси. Иначе говоря, эллиптические галактики в отличие от спиральных вращаются так же, как и твердые тела, например колесо или жернов. В твердых телах частицы расположены очень близко друг к другу. Поэтому между ними действуют огромные силы сцепления, которые связывают все частицы друг с другом и являются причиной того, что при вращении одни части тела увлекают за собой другие. А как же увлекают друг друга звезды в эллиптических галактиках? Ведь они находятся на огромных расстояниях друг от друга!

Что же заменяет силы сцепления между звездами в эллиптических галактиках? Чем объясняется их неожиданное вращение, условно называемое в науке «твердым»?

Дать ответ на эти вопросы — одна из главных задач, стоящих сейчас перед наукой о космосе. Важность решения этой проблемы стала особенно очевидной после опубликования работ молодого ученого Ю. И. Ефремова. Он установил, что во Вселенной эллиптических галактик во много раз больше, чем галактик всех остальных типов вместе взятых.

Как мы уже знаем, внутренние области спиральных галактик тоже обладают «твердым» вращением. Поэтому следует искать какую-то общую причину, вызывающую такой характер вращения.

До сих пор речь шла о видимых очертаниях эллиптических галактик. Но ведь даже круглая монета, если смотреть на нее не прямо сверху, а сбоку, кажется эллиптической. Очевидно, видимые очертания большей части эллиптических галактик не совпадают с действительными. Вполне возможно, что многие из галактик, которые мы относим, например, к типу ЕЗ или Е4, на самом деле менее сжаты.