Брадлей

Автор: 16.11.2013

Брадлей, ставший впоследствии директором Гриничской обсерватории, повысил точность определения координат звезд до немногих секунд дуги. Отсутствие заметных параллаксов теперь означало, что звезды должны быть по крайней мере в десятки тысяч раз дальше Солнца. Но тогда из фотометрических соображений следовало, что их действительная яркость сравнима с солнечной, то есть Солнце — одна из бесчисленных звезд. Попытки многих других наблюдателей обнаружить параллаксы звезд тоже оказались безуспешными.
К концу XVIII века ученые убедились в том, что малость звездных параллаксов делала безнадежным определение их абсолютным методом — путем сравнения координат звезд, полученных из наблюдений меридианными инструментами. Тогда стали определять относительные параллаксы способом, указанным еще Галилеем. Если две звезды проецируются на небесный свод одна рядом с другой, но в действительности находятся на разных расстояниях от нас, то близкая звезда будет иметь параллакс, во столько раз больший, во сколько ее расстояние меньше расстояния другой. Нам кажется, будто в течение года угловое расстояние между такими звездами меняется на разность их параллаксов. Такой метод имеет одно преимущество: приходится измерять небольшие угловые расстояния между соседними звездами. С окулярным микрометром это делается горазда точнее, чем определяются абсолютные координаты.
К тому времени нашли довольно много звездных пар, компоненты которых сильно различались блеском. Естественно было предположить, что яркая звезда такой пары ближе к нам и что эти звезды наиболее удобные объекты для определения относительных параллаксов. Особенно ревностно открытием и наблюдением двойных звезд занимался В. Гершель. Однако после двадцатипятилетних исследований в 1803 году он пришел к неожиданному выводу: большинство двойных оказались не просто звездами, которые видны в одном направлении, а действительно близкими парами звезд, связанными взаимным притяжением и совершающими орбитальное движение вокруг общего центра масс. Так был открыт новый тип объектов, доказавших всемирность тяготения. Изучение их позволило определить массы звезд. Обычно они несильно отличались от массы Солнца, что еще раз подтверждало тождество звезд и Солнца. Открытие физических двойных звезд обогатило и продолжает обогащать науку, однако для той цели, ради которой начались их наблюдения — измерение относительных параллаксов — двойные звезды оказались непригодными.