АВТОКОЛЕБАНИЯ

Автор: 3.12.2009

 

avtokolebaniya 350x186 АВТОКОЛЕБАНИЯ

АВТОКОЛЕБАНИЯ в ракетном двигателе колебания, установившиеся частота и амплитуда к-рых определяются только свойствами самой колебат. системы, паз. автоколебательной системой. В такой системе источник энергии компенсирует потери и поэтому А. могут существовать при отсутствии периодич. внешнего воздействия. Этим А. отличаются от вынужденных колебаний. Различают низко- и высокочастотные А. давления газа в камере сгорания и газогенераторах РД. При низкочастотных А. давление газа во всех точках внутр. объема камеры сгорания или газогенератора в любой заданный момент времени одинаково. Низкочастотные А. обусловливаются системой подачи жидких компонентов топлива и тем, что время преобразования компонентов топлива в продукты сгорания отлично от нуля. Устранить развитые низкочастотные А. в ЖРД можно, изменив динамич. характеристики системы подачи либо время преобразования, воздействуя на процесс смесеобразования или применяя более активно взаимодействующие компоненты топлива. Высокочастотные А. характеризуются колебат. свойствами объема газа в камере сгорания и внутрикамерными процессами: смесеобразованием (распылом компонентов топлива, их смешением, испарением), горением топлива и т. п. Частота высокочастотных А. давления газа в камере сгорания определяется акустич. частотами объема газа. Различают колебания продольные и поперечные (радиальные и тангенциальные). Горение компонентов ракетного топлива при наличии высокочастотных А. наз. вибрационным. Природа высокочастотных А. давления и др. параметров газа весьма сложна и недостаточно изучена. Борьба с развитыми высокочастотными А. в РД проводится в основном эмпирически. Развитые низко- и высокочастотные А. могут привести к разрушению камеры, газогенератора или др. агрегатов РД вследствие вибрации РД, прогара внутр. стенок в связи с усилением теплоподвода и т. п.